RUметрика на основе данных рейтинга Рамблер ТОП100, поисковой системы Rambler и результатов собственного онлайн-опроса приводит сведения о влиянии кризиса на российский сегмент Интернета: динамики посещаемости ресурсов сети и целых секторов Рунета, изменения интереса россиян в условиях кризиса, отношения россиян к Интернету.
Ключевые показатели Интернета в условиях кризиса
* 44% пользователей не откажутся от Интернета, даже если не будет хватать средств на питание и одежду
* 69% интернетчиков используют информацию из Интернета в своей работе, 7% зарабатывают деньги в сети
* Наибольший спад посещаемости за год отмечен у сектора «Увлечения и хобби» (-79%)
* Самый большой прирост посещений зарегистрирован в секторах «промышленность» (197%), «кино» (159%), «программы» (128%)
* Заметно прибавили в посещениях «фрилансерские» сайты и ресурсы с бесплатным контентом
* Пик «кризисных» запросов пользователей пришёлся на октябрь – декабрь 2008 года, рост составил 459-483%
* По посещаемости сайтов Центробанка и РТС можно отслеживать острые кризисные явления в экономике РФ - отмечен активный рост аудитории в октябре 2008-го и августе 1998 года
Пользование Интернетом - значимая потребность человека
Как показали результаты онлайн-опроса, проведённого RUметрика в начале апреля, на вопрос «Вы можете жить без Интернета?» 44% опрошенных ответили «нет», даже если не будет хватать денег на питание и одежду. Провайдерам нужно учитывать этот факт при изменении ценовой политики и понимать, какая социальная ответственность на них лежит в связи с этим, так как для большинства пользователей Интернет стал значимой потребностью.
Рисунок 1. Готовность пользователей отказаться от Интернета
Люди осознают полезность, которую Интернет им дает - только 5% опрошенных не видят полезности в пользовании сетью. Зато вариантов извлечения пользы из сети респондентами представлено немало: это экономия на связи в целом и телефонных звонках в частности (21%), уменьшение затрат при разнообразных покупках (16%) и возможность скачивания заинтересовавшего ПО, музыки и кино в любой момент (52% ответивших). Ещё порядка трети пользователей в Интернете «уходят от реальности», отдыхают и расслабляются: в условиях кризиса сеть по праву считается одним из самых экономичных вариантов проведения досуга.
Рисунок 2. Полезность Интернета
Примечательно так же то, что Интернет, как инструмент зарабатывания денег востребован больше всего. Так 69% респондентов указали, что используют информацию из сети в своей работе, а 7% указали, что с его помощью зарабатывают деньги. В текущих кризисных условиях это особенно важно.
Кризис в поисковых запросах - жизнь продолжается
Если говорить об интересе аудитории Интернета к кризису, то можно сделать вывод, что интерес проявился, и мы наблюдаем появление кризисных запросов. По данным статистики поисковой машины Rambler, после отрицательной динамики летом (по сравнению с данными марта прошлого года) рост числа «кризисных» запросов в октябре достиг 473%. Новизна события и потребность граждан разобраться в происходящем обусловили рост числа обращений в пределах 460-480% в октябре-декабре, после чего начался некоторый спад.
Рисунок 3. Изменение числа запросов по слову «кризис» с марта 2008 по март 2009 гг.
Объяснением динамики кризисных запросов в поисковиках может послужить более подробное рассмотрение словосочетаний, в которых слово «кризис» встречается чаще всего.
Отрицательную динамику числа запросов по отношению к показателям марта 2008-го показали запросы «инфляция» (-48%), «сбережения» (-22%) и «кредит» (-21%).
Рисунок 4. Изменение числа «кризисных» запросов с марта 2008 по март 2009 гг.
Пользователи интересуются формулировками «банковский кризис» (+333%), «экономический кризис» (+326%), «Кризис России» (278%), «Мировой кризис» (612%), а также «финансовый кризис» (846%) и «финансовый кризис 1998 года» (478%).
За год также появились новые формулировки «кризисных» запросов. К примеру, запрос «когда закончится кризис» вырос с 2 до 1695 запросов, а «анекдоты про кризис» - с 3 до 1227.
В целом, год назад по большинству истинно кризисных запросов количество обращений было минимально, что объясняет их резкий всплеск в этом году. Запросы «вклады», «сбережения», «кредиты», «курсы валют», «работа» были востребованы всегда, и их динамика более адекватно отражает изменение интерсов пользователей по обозначенным тематикам. О вкладах беспокоятся на 38% россиян чаще, «банкротство» запрашивалось на 45% больше, «девальвация» - на 224%.
При сравнении «кризисных» запросов с другими запросами пользователей оказалось, что всплеск интереса к кризису не очень то повлиял на другие тематики. По большому счету, конфликт в Южной Осетии вызвал больший «всплеск» интереса, хотя и на более короткий промежуток времени. А интерес к ресторанам и холодильникам стабилен и примерно равноценен интересу к кризису.
Рисунок 5. Изменение интересов к кризису и другим темам в запросах пользователей, март 2008 - март 2009
В итоге можно сделать вывод, что Интернет в целом, скорее всего не пострадает из-за кризиса, а в чем-то даже выиграет, так как предлагает своим пользователям ряд преимуществ и возможностей. Точно произойдут, а точнее уже происходят, некоторые изменения и трансформации пространства всемирной паутины, обусловленные изменениями интересов пользователей сети. Несмотря на кризис, жизнь продолжается, пусть и в новых условиях.
Секторы Рунета - под влиянием изменений интересов пользователей
Нельзя не признать, что экономический кризис затронул все сферы рынка: как в сети, так и за её пределами. Нестабильная экономическая ситуация спровоцировала рост посещаемости одних сегментов Рунета и падение в других, тем самым отразив интересы и потребности россиян в сложившихся условиях.
На рисунке 6 по горизонтали показано изменение средней суточной аудитории марта 2009 к марту 2008. По вертикали – изменение суточного количества просмотров страниц, круги – размер аудитории секторов Интернета в марте 2009. Красная пунктирная линия показывает равнозначное изменение количества посетителей и количества просмотров.